75 лет Великой Победы

РОСТОВ И РОСТОВЧАНЕ

Гвардейская площадь.
В городе Ростов-на-Дону есть Гвардейская площадь. Площадь названа в честь героев-гвардейцев принимавших участие в освобождении города в 1943 году. В центре площади установлен танк Т-34 в честь бойцов 3-го гвардейского танкового корпуса, 2-го гвардейского и 5-го гвардейского Зимовниковского механизированного корпусов, танкистов 6-й гвардейской танковой бригады, а также 34-й гвардейской стрелковой дивизии, освободивших город Ростов-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков 14 февраля 1943 года. Памятник открыт в ноябре 1967 года. Его авторы — архитекторы Г. А. Григорьев и Н. Н. Нерсесьянц. Танкисты 6-й отдельной танковой бригады под командованием легендарного танкиста Михаила Наумовича Кричмана 8 дней вели бои за Батайск и Ростов. И 14 февраля в числе первых по льду перешли Дон и освободили центр города. Направление танка – на ж/д вокзал соответствует движению танков по городу во время боев.
Это реальная боевая машина. Последняя из действующих гвардейской части северной группы войск, дислоцировавшейся в Польше — бывшая 6-я танковая бригада. Своим ходом он прибыл в Миллерово, где на ремонтном заводе ему придали соответствующий лоск. К сооруженному постаменту в Ростове он тоже приехал сам. Очевидцы вспоминают — танк, поддав газу, чуть не съехал с пьедестала. Покачнулся, потом сдал назад и замер на своей вечной стоянке. Это был 1975 год. В конце 80-х памятнику потребовался ремонт. В 34-ку поставили аккумулятор, кинули новую проводку — в те времена танк не запирался и мальчишки изрядно подпортили электрическую часть. Залили топливо, и он снова завелся. Опять же своим ходом съездил на ремонт и вернулся на постамент. Специалисты утверждают, что эта легендарная машина и сейчас на ходу. Вокруг памятника находится большая, покрытая травой территория с деревьями и разбитой цветочной клумбой. Каждый год, 9 мая, здесь проходит торжественный митинг с возложением цветов.

Елена Григорьевна Панаева, г. Ростов-на-Дону
(Заместитель руководителя литературного объединения «Ростсельмаш»; руководитель клуба «Парус»).

Ко дню освобождения Ростова-на-Дону
от немецко-фашистских захватчиков

Когда фашисты рвались к Дону,
Чтоб захватить потом Кавказ,
Наш город стал для них заслоном,
Такое было много раз:

Ростов бомбили самолеты,
Стреляли пушки, танки жгли…
Сражались русские пилоты
За каждый метр родной земли.

И защищали переправу
От бомб зенитные войска,
Там обрели студентки славу,
Оставив память на века.

Пилотам нашим помогая,
Зенитки били в небеса,
На лик беды, не уставая,
Смотрели девичьи глаза.

Врагов заставили бояться,
Стояли насмерть, как могли,
Им было только восемнадцать,
Защитницам Донской земли.

Поставлен памятник в Ростове,
И каждый день, и каждый час,
Должны мы понимать и помнить,
Что и за них живем сейчас!

Мужчины тоже храбро бились
За каждый двор, за каждый дом,
А жены, матери молились
О них и помнили о том,

Что будут многие убиты,
И ничего не сделать тут,
Но, может, страстные молитвы
От пули воинов спасут.

Со смертью трудно примириться,
Свободы велика цена:
Арефьев, Ищенко, Юфимцев –
Героев знает вся страна.

Гордятся жители Ростова,
Живя на улицах таких:
Малюгиной и Горбачёва,
Поповских Кости и других…

Они – солдаты ополченья –
Отдали жизнь свою без слов.
Придет к ним в день освобождения
Ростов с букетами цветов.

Они себя не пощадили,
Чтоб жили мы, цвела земля,
Их будет чествовать Россия
Четырнадцатого февраля

И вспомнит всех их поименно,
И дань их подвигу отдаст.
Приспустят флаги и знамена
И Дон, и Волга, и Кавказ!

Женщины на войне. Евдокия Никулина

(1917 — 1993).
Евдокия Никулина родилась 8 ноября 1917 года в деревне Парфёново, ныне Спас-Деменского района Калужской области, в крестьянской семье. В 1933 году получила специальность лаборанта, окончив школу ФЗУ в городе Подольске при цементном заводе. Позже окончила авиационный техникум и авиационную школу в городе Балашов. Работала лётчиком в авиационном отряде Гражданского Воздушного флота города Смоленска.
С 1941 года в рядах Красной Армии. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражалась на Северном Кавказе, Кубани, в Крыму, Польше. Отличилась в Белорусской операции. В ночь на 26 июня 1944 года на участке автодороги Шклов — Черноручье бомбила отступающего врага, вызвала 2 очага пожара.
К сентябрю 1944 года командир эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии майор Е. А. Никулина совершила 600 боевых вылетов на бомбардировку укреплений, переправ и войск противника, нанеся ему большой урон.
26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.
Эпизоды героизма.
…Лето 1942 года. Евдокия Никулина получила приказ вылететь на бомбёжку противника. Была ночь, тёмная, южная, памятная на всю жизнь. При свете фонаря лётчица написала заявление с просьбой принять её кандидатом в члены партии. «Хочу в первый боевой вылет идти коммунистом», — заявила патриотка.
Линия фронта шла по реке Миус. Экипаж Никулиной должен был бомбить скопление войск противника. Набрали побольше высоту. Не сразу нашли место цели. Сказалось отсутствие опыта. Бомбы сбросили с 900 метров. Увидели сильный взрыв. Возбуждённые и радостные, возвратились они на аэродром. Когда Евдокия вылезла из самолёта, её поздравили. Партийная организация единодушно приняла Никулину кандидатом в члены партии. Но счастливый момент был омрачён: погибла командир эскадрильи Люба Ольховская. Так уже в первые боевые часы лётчицы почувствовали грозную силу войны. Опасность ждала на земле и в воздухе. Повышением бдительности, лётного мастерства, высокой дисциплиной ответили экипажи лёгких ночных бомбардировщиков на смерть подруги. Евдокия Никулина стала командиром эскадрильи.
Евдокия и штурман Лариса Радчикова в полёте были ранены. Их самолёт попал в вилку 6 вражеских прожекторов. Снаряды разворотили плоскости, борт. Лётчица продолжала вести машину. Вдруг на плоскостях забегали огоньки. Что делать? Надо во что бы то ни стало сбить пламя! Как? Скольжением — это единственный выход. Машина стала резко падать. Сердце Евдокии радостно забилось: выключились прожекторы и огня нет! Теперь новая задача: дотянуть до своих. Никулина понимала, что на изрешечённой машине, с пробитым бензобаком, из которого течёт бензин, раненая, она не сможет добраться до аэродрома. Невероятных усилий стоило ей сесть недалеко от передовой, на обочину дороги. Ориентиром служили случайные вспышки автомобильных фар. Раненых лётчицу и штурмана доставили в Краснодар.
7 мая 1945 года эскадрилья Героя Советского Союза Гвардии майора Евдокии Никулиной выполнила последнее боевое задание. Она бомбила аэродром и фашистские войска на Свинемюнде. Через несколько часов и на этом участке фронта гитлеровцы капитулировали.
Высокого звания Героя Советского Союза в эскадрилье кроме её командира Е. Никулиной удостоилось ещё 8 лётчиц и штурманов. Эта эскадрилья была воистину эскадрильей отважных! За время войны её экипажи совершили около 8000 боевых вылетов.
Герой Советского Союза Евдокия Никулина совершила в годы войны 774 боевых вылета, в воздухе пробыла 3650 часов, из них 1500 — ночью.
После войны Гвардии майор Е. А. Никулина — в запасе, а затем в отставке. В 1948 году окончила Ростовскую партшколу, в 1954 году — педагогический институт. Работала в городском комитете партии. Жила в городе Ростов-на-Дону. Скончалась 23 марта 1993 года.
Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней; медалями. На родине, в городе Спас — Деменск Калужской области, в Аллее Славы установлен обелиск. Одна из улиц города Ростов-на-Дону носит её имя. На стене дома, где она жила, установлена мемориальная доска.

История ростовской Ники.

Памятник-стела ʺВоинам-освободителям г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиковʺ —возведён на центральной площади Ростова-на-Дону в честь освобождения города от немецких войск. Торжественное открытие памятника состоялось 8 мая 1983 года. Этот памятник установлен ко дню 40-летия освобождения Ростова-на-Дону и напоминает жителям города и его гостям о трагедии военных лет. Решение установить в Ростове памятник воинам-освободителям было принято в 1943 году, но финансовые трудности привели к заморозке проекта, поэтому строительство началитолько в 80х годах.

Стела на Театральной площади.

Проект памятника был чрезвычайно сложным для того времени. Разработчики столкнулись с множеством проблем связанных с конструкцией, нехваткой материалов и трудностью постройки. По мнению многих экспертов в Ростове никогда прежде не возводились памятники такого масштаба. На 72-х метровую высоту взметнулась спаренная стела, увенчанная 100-тонным навершием в виде носа корабля. Со стороны Дона стелу украшает скульптура крылатой богини победы Ники (в советское время утверждалось, что это Родина-мать), со стороны Театральной площади —макет ордена Отечественной войны I-ой степени. Внизу стелу опоясывает рельеф из туфа, на котором представлены темы ʺФронтʺ, ʺТылʺ, ʺМирʺ.В свое время этот мемориал (самый большой в донской столице) строился с большими трудами, и сам его облик вызывал жаркие споры: местные архитекторы категорически не воспринимали концепцию «иглы», уткнувшейся в небо, которую предложили москвичи. О том, как строился памятник, рассказал почетный гражданин Ростова-на-Дону Борис Иванович Головец, в бытность которого на посту первого секретаря горкома КПСС было задумано и возведено это грандиозное сооружение. Которое, глядишь, вот-вот и рухнет, не выдержав новых времен…Планы обустройства Театральной площади относятся еще к 30-м годам прошлого века, когда здесь было воздвигнуто здание драмтеатра Горького (ранее по этой территории проходила так называемая «межа» между Ростовом и Нахичеванью). Один из проектов 1938 года -памятник 1-й Конной армии (в авторский коллектив входил даже Сергей Корольков, автор знаменитых барельефов на фасаде театра). После освобождения Ростова от немецкой оккупации в феврале 1943 года на Театральной площади состоялся общегородской митинг, на котором было принято решение установить здесь памятник воинам-освободителям. Тогда же на площади заложили камень с надписью, что на этом месте будет воздвигнут монумент.

В 1953 году ростовский союз архитекторов объявил открытый конкурс на памятник. Победил проект ростовчан: архитектора Николая Соколова и скульптора Рубена Шекера. Это стела с красной звездой в лавровом венке наверху, и колоннадой позади нее. Однако денег на постройку этого сооружения у города не нашлось. Проект временно отложили встрону, а в 1959 году объявили новый конкурс, уже на всесоюзном уровне.В нем участвовали четыре сильных творческих группы, в том числе и москвичи. Победил опять проект ростовчан -скульптора Р.Г. Шекера, архитекторов Н.П. Соколова и А.Р. Пюпке. На этот раз была предложена 37-метровая фигура красноармейца, салютующего из автомата. Рядом с памятником запланировали зеленый сквер. О Вечном огне тогда даже не думали: это веяние возникло позже, когда распространилась газификация. Но и в этот раз на этот проект денег не нашли. Еще не была завершена реконструкция разрушенного войной здания драмтеатра и се средства шли на эту стройку.

Был объявлен очередной конкурс, результатами которого в горкоме были недовольны. Борис Иванович вспоминает одно из проектных предложений: гигантская винтовка, штыком воткнутая в землю. Это символ чего: сдачи Ростова, или его освобождения?В этом конкурсе приняла участие и творческая группа из Москвы: народный художник РСФСР Ю.М. Рукавишников, заслуженный художник РСФСР А.Н. Филиппова, лауреат Государственной премии СССР Н.Н. Миловидов. Примечательно, что Н. Миловидов в качестве архитектора входил в творческую группу, разработавшую для Ростова памятник Ленину, установленный в 1963 году на площади Октябрьской революции (получившей сразу после этого имя вождя мирового пролетариата).

Строительство стелы.

Тогда в Ростове один за другим возводились большие мемориалы, которые знакомы сегодня любому ростовчанину. «Змиевская балка», «Тачанка», «Стачка 1902 года», мемориал в Кумженской роще… Нопроект, который запланировали осуществить на Театральной площади, по масштабности значительно превосходил любой из них.Началось с подготовки территории. Театральная площадь тогда имела совсем другой вид, нежели сегодня. По южному краю сразу за проезжей частью начинался обрыв. Чтобы соорудить амфитеатр возле стелы, надо было на несколько метров поднять уровень почвы. Работы предстояли масштабные, и руководители города применили «метод народной стройки».

Далее эскиз-рисунок предстояло перевести в рабочие чертежи. Этим занимались инженеры института «Ростовгражданпроект» и Ростовского вертолетного производственного объединения (РВПО). И тут выяснилось, что красиво нарисованная в эскизе стела представляет собой настоящую головоломку в технологическом плане.Первой трудностью была аэродинамика. 72-метровой высоты сооружение обладает большой парусностью, и на высокой токе над Доном должно было подвергаться огромной ветровой нагрузке. Конструкторы вертолетного завода не могли ее рассчитать, поэтому ростовчане за помощью обратились в легендарный ЦАГИ -Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского. Туда повезли модель стелы, выполненную в масштабе 1:16. Модель продули в аэрогидродинамической трубе, и получили ценные рекомендации, которые были воплощены в конструкторские решения при окончательной доработке чертежа стелы.

Вторая трудность -на каком оборудовании делать памятник? «Крылья» богини победы Ники представляли собой большие листы из нержавеющей стали толщиной до 40 миллиметров. Несколько десятков тонн стали были выписаны Ростову по линии Госснаба СССР. Эти листы нужно было свальцевать (выгнуть по очень сложному профилю), меняя контур прогиба. Завода, который бы взялся за такую технологически сложную работу, на примете просто не было.

Решение пришло, откуда никто не ожидал. Скромный завод монтажных заготовок в Красном Сулине взялся сделать этот заказ, и в течение полугода все сделал. Поистине, золотые руки были у тех заводчан!

На площади были сооружены стапеля, наподобие тех, что используются в авиационной промышленности (здесь пригодился опыт вертолетостроителей). На них была начата сборка стелы.Верхняя часть конструкции, включающая в себя Нику с крыльями, и орден Отечественной войны, весила около ста тонн. Для того, чтобы поднять ее на 70-метровую высоту, сверхмощный кран доставили на барже из Волгодонска.

В структуру мемориала вошли чаша с водой, на которой установлен Вечный огонь, рельефные композиции «Фронт», «Тыл», «Мир» и звонница с колоколами.Задумкой было сочетание высоты, воды, огня, света и звука. Пожалуй это самый сложный мемориал Ростова: и по конструкции, и по восприятию.Мемориал «Освободителям Ростова» на Театральной площади был торжественно открыт 8 мая 1983 года. С тех пор он является одним из главных воинских мемориалов нашего города.