Виртуальное путешествие. «Эрмитаж – сокровищница шедевров мирового искусства»

Дорогие друзья, мы продолжаем наше путешествие в мир прекрасного. Сегодня мы посетим крупнейший музей мира – Эрмитаж.

Красота и величественность Эрмитажа никого не оставляют равнодушным. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов, нужно преодолеть 24 километра. А если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.

Рассказать об истории Эрмитажа – все равно, что изложить всю историю России, настолько важным явлением является этот музей.

Предлагаем вам познакомиться с краткой историей рождения и развития Эрмитажа.

Для того, чтобы пополнить знания об истории музея, предлагаем обзор книги директора Государственного Эрмитажа, советского и российского историка-востоковеда Михаила Борисовича Пиотровского.

Пиотровский, Борис Борисович.

          История Эрмитажа : Крат. очерк. Материалы и док. / Б. Б. Пиотровский ; Вступ. ст. и общ. ред. М. Б. Пиотровского. — МОСКВА : Искусство, 2000. — 573 с.

        Книгу предваряет короткое вступление от издательства, затем — очерк М.Б. Пиотровского «История Эрмитажа как история культуры России» от 1988 года и, собственно «Материалы документы», принадлежащие перу
Б.Б. Пиотровского.

        Это повествование об истории Государственного Эрмитажа с 1764 до нашего времени, основанное на архивных материалах и литературных данных.

        Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж являлся не только главной императорской резиденцией династии Романовых, но и был родным домом для нескольких поколений царской семьи. При этом, каждый российский император привносил в коллекцию Эрмитажа что-то свое, принимал участие в строительстве и обновлении дворцовых зданий.

В книге есть несколько основных акцентов. Эпоха Екатерины II — один из главных сюжетов. Б.Б. Пиотровский подробно рассказал, как название «Эрмитаж» постепенно перемещалось от одной части дворца к другой, постепенно превращаясь в одно целое.

Автор выделил эпоху Николая Павловича, который не просто добавил одно здание к музею, но и создал публичный музей. Именно при нем музей стал научным учреждением, были заложены основы музейной работы.

Борис Борисович вернул истории имена эрмитажных директоров, обработал огромный архивный материал и рассказах о людях, которые незаслуженно остались в тени.

Читатель найдет в книге архивные документы, посвященные истории продаж коллекций Эрмитажа за границу, узнает, как сотрудники музея защищали коллекцию от разграбления.

Также описаны военные и послевоенные годы Эрмитажа как отражение политической жизни страны на жизни музея.

Читая книгу, понимаешь, что музей — живой организм. Он дышит, растёт, переживает взлёты и страдания, следует за властями и эпохами, хранит историю.

В заключение приглашаем наших гостей принять участие в он лайн викторине о живописи «Художники и живопись».

  • Красота и величественность зданий музейного комплекса вдохновляла поэтов на создание замечательных произведений. Александром Городницким в 1963 году было написано стихотворение «Атланты», которое в 2018 году стало официальным гимном Эрмитажа.

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его, махину —
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то —
И небо упадёт…

…Стоят они, ребята,
Точёные тела, —
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги — человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.

Городницкий А.М. 1963

Благодарим всех, кто совершил с нами путешествие в мир искусств. До новых встреч.

Авакян Ольга